Японцы часто ощущают себя в не совсем обычной ситуации, исповедуя одновременно две религии (и даже больше). Ийтоко-дори существенно способствует процессу принятия жителями Японии наиболее подходящих и доступных пониманию частей разных, а иногда и противоположных систем религиозных ценностей; и эта практика давно и широко распространилась в Японии. В наши дни, отмечает Сакайя (Сакая, там же, с. 144), число японцев, которые не во всем согласны с некоторыми постулатами ийтоко-дори, не превышает половины процента всего населения.
Ийтоко-дори наиболее легко можно проиллюстрировать на примере заимствования японцами технологий — процесса, имеющего как позитивные, так и отрицательные стороны. Хороший пример — фабрика в Томиока. В 1868 году Япония взяла на вооружение новую прядильную технику из Франции и в 1873 году построила образцовую фабрику в Томиока. Все было импортировано; не только дизайн и оборудование, но и кирпичи для здания, рабочие столы, стулья и т.п. Кроме того, были наняты французские специалисты, и японские рабочие сперва лишь повторяли все их действия. С течением времени они постарались «догнать и перегнать» разработчиков заимствованных образцов, и сорок лет спустя, в 1910 году, японцы значительно улучшили французские образцы и начали экспортировать шелковые ткани за рубеж.
Фабрика в Томиока стала одним из примеров индустриализации Японии. Благодаря процессу ийтоко-дори наиболее эффективные западные технологии были привезены в Японию и укоренились здесь, пройдя этапы модернизации и усовершенствования и став собственно японскими. Это в огромной степени способствовало модернизации страны. С другой стороны, промышленники, похоже, мало задумывались о последствиях технологических заимствований, и в результате разрушение окружающей среды в Японии приняло столь угрожающие масштабы, что многие критики стали предсказывать приближение серьезных экологических катастроф. Итак, хотя японцы стремились к заимствованию различных достижений западной культуры, особенно в сфере науки и бизнеса, они не отдавали себе отчет в том, что слепое использование технологий (разновидность несбалансированного ийтоко-дори) приведет ко многим проблемам в обществе и окружающей среде. К проблемам, которые стоят перед страной сегодня.
Последствия процесса заимствования можно проиллюстрировать и на примере этических ценностей Японии, сформировавшихся под влиянием двух сосуществующих национальных религий. С одной стороны, в Японии практически отсутствует религиозная нетерпимость. Если японцы подвергаются воздействию новых идей, они не отбрасывают их бесповоротно, так как способны к ийтоко-дори, благодаря которому лучшее из нового заимствуется и используется в интересах страны. Именно поэтому, когда новая религия — христианство — дошла до Японии, население было готово скорее воспринять ее заповеди, чем просто отвергнуть новое учение.
В любой дискуссии о моральных ценностях христиане и (мусульмане ссылаются в своих аргументах на божественное учение (Библия, Коран), и некие абсолютные ценности всегда служат аргументами их разногласий. Но в Японии понятие этических ценностей размыто и варьируется вместе с изменением взглядов людей и в зависимости от контекста, в котором проходит дискуссия. В результате долгой истории ийтоко-дори японцы способны в короткие сроки и без особых затруднений изменять свои взгляды, что делает японское общество в целом весьма рациональным.
Однако идеи ийтоко-дори, имеющие относительно большее влияние, чем абсолютные моральные ценности, приводят и к серьезным негативным последствиям. Например, многие японские школьники не препятствуют хулиганам и не останавливают их, когда те обижают слабых учеников. Даже осознавая, что хулиганство — это нехорошо, они не выступают в защиту своих убеждений, так как опасаются выступать в одиночку и не получить поддержку и одобрение группы. Другими словами, даже если японцы понимают, что происходит что-то нехорошее или неправильное, для них иногда бывает затруднительно защитить свои принципы, так как эти позиции не абсолютны и категоричны, а скорее относительны и легко меняются в зависимости от ситуации и требований той группы, к которой человек принадлежит.
Важная информация:
Необходимость и границы мифологии
В заключение я хотел бы сказать несколько слов о самом мифологе. В этом термине есть какая-то высокопарность и само надеянность. Можно предвидеть, однако, что будущий мифолог, коль скоро таковой объявится, столкнется с рядом трудностей ес ...
Готика
Наименование «готическое искусство» (от итал. gotico — «готский», по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения, как уничижительное название всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». Впоследствии тер ...
Заупокойный храм царицы Хатшепсут
В архитектуре получают развитие традиции предыдущего периода. Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или «дома» богов. Один из них — заупокойный храм царицы Хатшепсут (1525—1503 гг. до н.э.) — находится в Дейр-эль-Бахр ...
Навигация