Соотнесенность синтаксического и синтагматического членения в молитве

Материалы » Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи » Соотнесенность синтаксического и синтагматического членения в молитве

Страница 3

Господи, помилуй ;

Дево, рождшая Иисуса моего, моли избавити мя геены . ;

Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас;

5) распространенные постпозитивные обращения и предшествующая предикативная группа или ее часть:

.и сподоби мя жизни, Всенепорочная, нестареющая . ;

.спаси, ущедри, о Иисусе Благодетелю;

Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице.

Интонационная нерасчлененность компонентов синтаксической конструкции приводит к объединению в единый комплекс отдельных синтаксических и смысловых составляющих высказывания и способствует целостному восприятию содержательно-смысловых блоков молитвы.

Тенденция к просодическому выделению крупных семантико-синтаксических единств приводит к тому, что членение на синтагмы, отражая содержательную структуру молитвословий, разграничивает такие, например, компоненты их содержания, как призывание, славословие, благодарение, прошение. Так, в одном из вариантов прочтения песни Канона молебного ко Пресвятой Богородице граница синтагматического членения отделяет две содержательно-структурные части молитвословия – призывание и прошение:

Многими содержим напастьми, к Тебе прибегаю, спасения иский: о Мати Слова и Дево! От тяжких и лютых мя спаси.

Как видно из транскрипции, два структурно-семантических блока молитвы выделены в отдельные синтагмы. Вместе с тем внутри интонационных единств синтаксическая расчлененность высказывания не эксплицирована: в первой, призывательной части молитвы, которая состоит из распространенного именования субъекта речи и обращения к адресату молитвы, не зафиксирована адекватная синтаксической структуре просодическая сегментация речи.

Для неканонического молитвенного чтения также характерно как совпадение синтаксического и синтагматического членения, так и отсутствие координации между синтаксической структурой и ее интонационным выражением. Рассмотрение позиций синтаксически обусловленного членения речевого потока в неканоническом молитвенном чтении обнаруживает, что основная их часть совпадает с теми, которые были отмечены для канонического молитвенного чтения. По нашим наблюдениям, так же, как и в каноническом молитвенном чтении, просодически маркируются:

а) границы высказываний:

.да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя . ;

б) границы предикативных групп:

.и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим . ;

.да исполнится заповедь, которую Ты мне дал;

.да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли . ;

в) одиночные и распространенные однородные члены (именные и глагольные):

.благодарю Тебя за прошедшую ночь, благослови меня . ;

.благослови меня и благослови этот день, и помоги мне его .;

.кончину благую, христианскую, непостыдную ;

.честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем

Следует отметить, что в этой позиции при неканоническом молитвенном чтении возможны варианты интонационной сегментации, например:

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!;

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!;

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа;

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Как видно из транскрипции, при перечислении именований адресата молитвы разные верующие, читая одну и ту же молитву, могут либо интонационно выделять каждый компонент перечислительного ряда, либо укрупнять интонационные единицы за счет включения в синтагму нескольких однородных членов.

Кроме рассмотренных позиций, совпадение синтаксического и синтагматического членения наблюдается в неканоническом молитвенном чтении на границе распространенного либо нераспространенного препозитивного обращения и предикативной группы, например:

Пресвятая Богородица, спаси нас;

Святый Ты отче Николай, моли Бога за нас;

Ангел-хранитель мой, благодарю тебя . ;

Матерь Божия, благодарю Тебя . ;

Господи, спаси нас;

Господи, да будет воля Твоя.

Вместе с тем материал показывает, что расположенные препозитивно или постпозитивно нераспространенные обращения могут не выделяться в отдельную синтагму, например:

Господи, благослови; Господи, помоги ;

Господи, защити; Спаси, Господи.

Приведенные примеры иллюстрируют случаи интонационной нерасчлененности нескольких синтаксических компонентов высказывания, что приводит к целостному восприятию его семантических блоков. Однако в неканоническом молитвенном чтении это лишь один из возможных вариантов несовпадения синтаксического и синтагматического членения.

Как показывает анализ, для неканонического молитвенного чтения в большей степени характерна противоположная тенденция членения речевого потока, которая проявляется в делимитации синтаксического единства на составляющие его элементы, просодическом выделении минимальных синтаксических групп, что приводит к смысловому подчеркиванию, усилению семантической значимости тех или иных компонентов высказывания:

Страницы: 1 2 3 4

Важная информация:

Готика
Наименование «готическое искусство» (от итал. gotico — «готский», по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения, как уничижительное название всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». Впоследствии тер ...

О фильме Андрея Тарковского "Зеркало"
"Зеркало"- фильм Андрея Тарковского (1974), один из самых сложных фильмов русского кинематографического модернизма, может быть, тем не менее, самый лучший, самый глубокий русский фильм. Прежде всего попытаемся разобраться с сам ...

Зеркальный коридор. Художественное воплощение духовной проблемы нарциссизма
Нарциссизм – понятие, давно вышедшее за пределы узкого клиникопсихиатрического рассмотрения; в настоящее время им оперируют, вкладывая различные, подчас противоположные смыслы, культурологи, искусствоведы, психологи, социологи, политологи ...