Соотнесенность синтаксического и синтагматического членения в молитве

Материалы » Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи » Соотнесенность синтаксического и синтагматического членения в молитве

Страница 2

Как показывает транскрипция, в этом фрагменте молитвословия синтагмы объединяют несколько синтаксических компонентов. Первый минимальный речевой отрезок включает распространенные глагольные однородные сказуемые и постпозитивные обращения. Во вторую синтагму входят однородные нераспространенные адъективные составляющие именного сказуемого, обращения и однородные сказуемые.

Рассмотрим случаи синтаксически обусловленного синтагматического членения при каноническом молитвенном чтении. Анализ материала показывает, что интонационно маркированными в молитвах могут быть:

1) границы высказываний:

.мирен сон и безмятежен даруй ми;

.вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя./ Но та вера моя да довлеет вместо всех;

Воскресе из мертвых Христос истинный Бог наш молитвами Пречистыя Своея Матери и всех святых и святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей словенских. Помилуй их и спаси .;

.иже на мори управи. Путешествующим спутешествуй. Служащим и милующим нас грехов оставление даруй;

2) границы предикативных групп разной степени распространенности:

.да не будет ми в суд, да будет ми в живот вечный;

.Господь крепок и силен, Господь силен во брани;

3) одиночные и распространенные однородные члены:

.от всякия избави напасти всех, и будущия изми муки, о Тебе вопиющих;

.возьмите врата князи ваша, и возьмитеся врата вечная;

.елика Ти согреших, аще словом, аще делом, аще помышлением, волею или неволею/, разумом или неразумием, вся ми прости;

Еще молимся о милости жизни, мире, здравии, спасении, просвещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих для начальствующих, учащих, и учащихся.

Как видно из примеров, синтаксически обусловленное интонационное оформление эксплицирует синтаксическую структуру молитвословия, выделяет ее составляющие, актуализирует смысловые связи внутри синтаксически распространенного фрагмента речи.

Вместе с тем анализ материала, имеющегося в нашем распоряжении, показывает, что симметрия интонационного и синтаксического членения проявляется в каноническом молитвенном чтении непоследовательно. Одна и та же синтаксическая позиция в одних случаях может интонационно выделяться, а в других не получить акустического воплощения. Приведем пример:

Ум, душу и сердце освяти, Спасе, и тело мое, и сподоби неосужденно, Владыко, к страшным Тайнам приступити.

В этом молитвословии выделяются два перечислительных ряда (именной и глагольный), каждый из которых потенциально допускает просодическое выделение однородных компонентов. Однако, как видно из транскрипции, синтагматическое членение разграничивает только распространенные составляющие глагольного перечислительного ряда (освяти и сподоби), тогда как именные однородные члены (ум, душу и сердце .) сегментации не подвергаются.

Как показывают наблюдения, в каноническом молитвенном чтении, наряду с синтаксически обусловленным синтагматическим членением, широко представлена и синтаксически не обусловленная сегментация речевого потока. Она выражается, как правило, в интонационном объединении в одну синтагму нескольких семантико-синтаксических целых.

Анализ материала позволяет выделить следующие сочетания синтаксических компонентов высказывания, которые при каноническом молитвенном чтении могут объединяться в одну синтагму:

1) предикативные группы, имеющие в своем составе императивные глагольные формы, и последующие распространенные предикативные конструкции:

.вся ми прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего и аще что согреших .;

.и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен но избави мя . ;

.заступник души моея буди, Боже, яко посреде хожу сетей многих; избави мя от них . ;

2) одиночные и распространенные однородные члены предложения (именные и глагольные):

.но воззови, молюся, Иисусе сладчайший, и спаси;

.надеющиеся на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед . ;

Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу и ныне и присно . ;

.покрый мя в настоящий день и сохрани мя всякаго искушения противнаго;

3) препозитивные распространенные обращения, представляющие собой перечислительный ряд именований адресата молитвы:

Господи, Иисусе Христе, Боже мой, ослаби ;

Многомилостиве и всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе многия ради .;

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради .;

Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш, источниче жизни и бессмертия, всея твари видимыя и невидимыя Содетелю, безначальнаго Отца соприсносущный Сыне и собезначальный, премногия ради благости . ;

.ей, святый Ангеле Божий хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся ми прости . ;

4) стоящие в препозиции обращения и последующая предикативная группа или ее часть:

Страницы: 1 2 3 4

Важная информация:

Сентиментализм в России
В русской литературе буржуазная сущность европейского С. потеряла свой социальный смысл. Русское дворянство восприняло новый стиль европейской литературы как удобную форму для художественного выражения своих новых запросов. Начавшийся рас ...

Сибирский кинематограф 1896-1917 гг
Сибирский и российский кинематограф конца XIX - начала ХХ в. - интересная и малоисследованная страница истории культуры. Начало изучению кинематографии дореволюционной России положил Б.С. Лихачев монографией "Кино в России. Материалы ...

Храм
В монастырях и просто в городах и селах основными объектами паломничества являются храмы. Поэтому организаторам паломнических служб важно представлять идею храма во всей ее полноте. Храм — это очень широкое понятие. Это то священное мест ...