Несмотря на орнаментальный характер изображения, мозаичный пол второго придела базилики в Захрани нельзя назвать бессюжетным. Ключом к пониманию символического языка этой мозаики, вероятно, является 103 Псалом пророка Давида "о мирском бытии", которым обычно начинается Вечерня. Традиция христианской космологии в напольных мощениях, опирается, согласно мнению А. Грабаря, как на античную, так и на иудейскую художественные традиции.5 В 103 Псалме говорится о премудрости Создателя, и перечисляются различные красоты мироустройства, в числе которых упоминаются небесные светила, растения, звери и птицы. "Тамо птицы вогнездятся, еродиево жилище (гнездо аиста) предводительствует ими. Горы высокия – еленем, камень – прибежище – заяцем. … Положил еси тьму, и бысть нощь. Внейже пройдут вси зверие дубравнии, скимни (Молодой лев), рыкающии…". В мозаике присутствуют и различные птицы, и бегущий заяц, и рыкающий скимен. Из всего списка живых существ, упоминающихся в Псалме, в мозаике отсутствует изображение оленя и подводных гадов. Исходя из этого, можно предположить, что утрата в верхней части изображения скрывает фигуру серны или оленя. Изображение змеи здесь маловероятно, так как, согласно существующей христианской традиции, этот образ редко мог занимать верхнюю часть композиции.
Некоторым нарушением логики повествования о сотворенных Богом животных и растениях может показаться эмблема в виде прямоугольной стамны с хлебами. Однако это кажущееся противоречие снимается при обращении к тексту предначинательного Псалма, где наряду с похвалой существующему природному мироустройству, присутствует упоминание о елее, вине и хлебе, что может быть интерпретировано в богослужебном литургическом контексте. Центральным образом мозаики является агнец у подножия чаши. Сочетание таких изображений может восприниматься иносказание о главном таинстве христианской Церкви.6 Если звери символизируют сотворенный мир, то агнец и канфар должны напоминать о Христе как евхаристической Жертве. Геральдическая композиция с чашей и двумя голубями (павлинами) или оленями – мотив, довольно часто встречающийся в раннехристианских мозаиках, росписях, погребальных граффити. Этот же элемент встречается в христианских и иудейских памятниках Ливана и Палестины (мозаика синагоги Бет-Говрин, Палестина, VI в.).
Стилистика напольных изображений базилики в Захрани отличается, с одной стороны, свойственным Палестинским памятникам условным орнаментализмом, восходящим к искусству древнего Востока. С другой стороны, ливанские напольные мощения характеризует эллинистическая рафинированность и близость натуре, отличающая сирийские мозаики. При сопоставлении полов базилики в Захрани с образцами иудейского мозаичного искусства Палестины (Ил. 1-2), бросается в глаза графичность и сухость декоративных палестинских композиций. Напольная мозаика синагоги в Бет-Говрин характеризуется жесткой симметрией, в отличие от свободных "вариаций на тему симметрии" в изображениях ливанской базилики. Виноградная лоза на палестинской мозаике приобретает характер не свободных "каллиграфических росчерков", как бы изящной скорописи, что отличает рассматриваемый ливанский памятник, но, скорее, передает эффект металлической решетки с регулярными "резными" листьями и правильными "жемчужинами" ягод. Динамичное движение животных в Захрани, почти "психологические" характеристики некоторых из них (ревущий скимен, спящая утка, "рыщущий" гепард), контрастно противопоставляются застывшей "геральдике" мозаики в Бет-Говрин. В последнем случае художник ограничивается изображением почти исключительно птиц, которые продолжают ритмику изысканной орнаментальной "решетки" виноградных побегов, отчасти напоминая однообразные "звезды" виноградных листьев. Два одинаковых оленя с неподвижными ногами и запрокинутыми головами фланкируют двуручный канфар, повторяя шаблон движения птиц.
Важная информация:
День Лючии
13-го декабря шведскоязычные школы и семьи Финляндии празднуют День Лючии. Эта традиция заимствована из Швеции в начале 1920-х годов. День Лючии раньше отмечали в самый короткий день года, и поэтому Лючия, королева света, стала столь попу ...
Типология костюма
Без составления всеобъемлющей типологии костюма невозможно глубокое изучение основ его существования в культуре. Многообразие костюма можно сравнить с разнообразием жизненных ситуаций или человеческих характеров. Основной путь к пониманию ...
Ислам и изобразительное искусство
В отличие от христианства, ислам никогда не допускал возможности внешнего сходства Бога с человеком или каким-либо другим земным существом, поэтому изобразительное искусство оказалось исключенным из религиозной жизни мусульманина, оставая ...
Навигация