Мозаичное мощение в храмовых интерьерах Ливана: античное христианство.

Материалы » Мозаичное мощение в храмовых интерьерах Ливана: античное христианство.

Страница 3

Несмотря на важную композиционную роль орнамента, напольная мозаика ливанской базилики в Захрани обладает известной живостью и реалистичностью в трактовке образов, которая связывается некоторыми учеными именно с эллинистическими влияниями.

Живость в трактовке фигур животных может быть также интерпретирована в контексте органичных для Ливана ориентализирующих тенденций. Например, передача стремительного движения, в целом характерная для сирийского искусства (в особенности, для сцен охоты, широко распространенных в сирийских напольных мощениях) в ливанской мозаике приобретает иной смысловой оттенок. Если сирийские памятники изображают земной мир со сценами преследований и терзаний, то мозаика в Захрани, сохраняя динамичность фигур, включает их в принципиально иную систему координат. Мирное сосуществование животных, символизирующее Эдемский покой первозданного мира, передается в ливанской мозаике во многом средствами "экспрессивного реализма", близкого художественным памятникам Сирии.

При этом необходимо обратить внимание на характер "экспрессивного реализма" ливанских мозаик, который занимает некое промежуточное положение между "телесной экспрессией" сирийских напольных мощений и "знаковой экспрессией" памятников коптской живописи. Например, в коптских произведениях декоративно-прикладного искусства, украшенных сценами охоты (коптские костяные пластины из Керчи, V-VI вв.), бегущие животные (гепард, косуля, преследуемая собакой) приобретают характер фигуры-знака, как бы символизируя движение вообще.

Подводя итоги, можно отметить, что ливанская традиция до конца не использует, ни идею "телесной экспрессии" (Сирия), ни идею фигуры-иероглифа (коптское искусство), ни самодостаточную тему "живовидности" (эллинистическая традиция). Балансируя на грани различных художественных тенденций, ливанская напольная декорация отличается оригинальностью, как на уровне общей стилистики (сочетание орнаментального и реалистического начал), так и на уровне композиции (связь с традициями египетского текстиля, намеренное чередование симметричной и асимметричной композиционных моделей).

Страницы: 1 2 3 

Важная информация:

От философии искусства к философским теориям искусства
Благодаря усилиям немецких философов-идеалистов ко времени выхода в свет «Философии искусства» Генриха Ретшера (1837) страна красоты уже покоилась во владениях абсолютного духа: изящное произведение объяснялось только из себя самого и счи ...

Мозаика
Мозаика - один из древнейших видов изобразительного искусства. Прочность материалов, используемых для ее изготовления, устойчивость к разрушению и старению, позволила дойти до нас образцам, датируемым IVтысячелетием до н.э. Мозаика (фран ...

Богослужение
Основная сущность религии — это стремление установить прямую связь со своим первоначалом. Все древние религии исходили из того, что мир, человек, все проявления жизни имеют божественное происхождение. Контакт может произойти только в непо ...