В устье реки Тибр, неподалеку от аэропорта Леонардо да Винчи, находятся остатки города Остии – гавани Древнего Рима. Среди живописных руин в этой богатой археологическими находками местности особый интерес представляют остатки жилых и торговых помещений, а также садов, составлявших вместе с ними жилые комплексы, называемые "дома-сады". Одна из особенностей домов-садов заключается в том, что они имели комплексную планировку и были на удивление близки современным жилым комплексам. Сейчас их разрушенные стены едва достигают уровня первого этажа, а там, где когда-то были красивые сады, растет сорняк. Однако даже в разрушенном виде эти дома создают впечатление единой планировки.
Проведенное нами детальное обследование домов-садов было частью работы по изучению древнеримских жилищ. В ходе этого обследования нам удалось определить ключевую особенность их проектов: единый геометрический принцип, проявляющийся во всех масштабах – от общей конфигурации до рисунка мозаики, которой были выложены полы. Этот принцип, в основе которого лежит квадрат и особый способ его членения, называется "священным сечением". Обеспечивая пропорциональность всех частей комплекса и частей к целому, "священное сечение" позволяло достичь конструктивного единства и гармонии. Для древних римлян, в частности для неизвестного архитектора домов-садов в Остии, это сечение, возможно, заключало в себе более глубокий, философский смысл.
В период своего расцвета в I-II вв. Остия была густонаселенной торговой гаванью и портом для галер. Ее склады были заполнены пшеницей, маслом и вином, предназначавшихся для столицы империи. В результате упадка Римской империи Остия утратила свое значение. Из-за наносов дельта Тибра постепенно перестала быть судоходной, берег отодвинулся на запад и город оказался удаленным от побережья. К IX в. люди покинули его и в течение следующего тысячелетия периодические наводнения погребли его руины в иле.
Постепенное заиливание Тибра близ Остии, так же как и извержение Везувия в 79 г. близ Помпеи и Геркуланума, образовали "сокровищницу информации" об архитектуре жилищ Древнего Рима. (В самом Риме в результате перестроек большая часть древних домов была разрушена.) Остатки этих городов по своей информативной значимости дополняют друг друга. В Помпее и Геркулануме хорошо сохранились многие примеры традиционного односемейного дома, domus, с его характерным расположением комнат вокруг центрального атриума. В густонаселенной Остии, как и в самом Риме, только очень богатые люди могли построить себе domus, средние же и низшие классы жили в трех-, шестиэтажных "многоквартирных" зданиях, называвшихся insulae. В первой половине нынешнего столетия в Остии было раскопано много insulae, из которых дома-сады являются наиболее интересными примерами этого типа сооружений.
Мы не знаем, кто спроектировал дома-сады, однако известно, что они были построены примерно в 128 г. во время правления императора Адриана. Строительство новой искусственной гавани близ Остии императором Траяном – предшественником Адриана – привело к возрастанию роли Остии как "ворот" для импорта товаров в Рим. Большой поток иммигрантов, прибывавших в Остию (ее население выросло почти до 50 тыс. человек), вызвал необходимость перестройки большей части города: domus были заменены массивными insulae, построенными из бетона, облицованными кирпичом и имевшими сводчатые перекрытия. Хотя Траян и Адриан были организаторами широкого строительства, крупнейшая строительная "программа" возведения домов-садов была, вероятно, частным предприятием. Судя по всему, эти сооружения предназначались для зажиточных купцов: их строили вблизи моря, подальше от шумных причалов, комнаты в них были необычно большими и богато украшенными, некоторые же из домов-садов были просто роскошными.
Важная информация:
Церковное искусство XVIII-XX вв
Внимание к церковному искусству XVIII-XIX вв. начало проявляться уже в XIX в. Оно было связано с желанием улучшить состояние современного иконописания и возродить старые традиции. Поэтому интерес носил скорее практический, чем научный хар ...
Мавританское искусство
Мавританское искусство — это условное название художественного стиля, который сложился и расцвел в Северной Африке и Андалусии (Южная Испания) в XI—XV вв. Наиболее ярко мавританский стиль проявился в архитектуре. На окраине испанского гор ...
Казанский Кремль
Казанский Кремль является уникальным архитектурным и историческим памятником, по праву причисленным к самым замечательным объектам мирового наследия.
30 ноября 2000 года на сессии Комитета по Всемирному наследию ЮНЕСКО историко-архитек ...
Навигация