Термин "священное сечение" не является древним; он был придуман около 20 лет назад датским ученым Тонсом Брюнесом. Оказывается, длина дуги при "священном сечении" равна, с точностью до 0,6 %, длине диагонали прямоугольника, составляющего половину исходного квадрата. Согласно Брюнесу, это почти равенство длин дуги и прямой линии, должно быть, привело древних строителей к выводу, что они нашли эмпирический способ спрямления окружности, т.е. построения квадрата, периметр которого равен длине данной окружности, или наоборот. (Спрямление окружности не может быть выполнено точно, поскольку периметр квадрата – число рациональное, тогда как длина окружности пропорциональна иррациональному числу π.) Для древних геометров круг символизировал непознаваемое, духовную часть Вселенной, а квадрат – познаваемый мир. Спрямление окружности было средством выражения непознаваемого через познаваемое, т.е. духовного, или священного, через известное. Отсюда термин "священное сечение".
Хотя в сочинениях Витрувия не говорится непосредственно о "священном сечении", он отмечает важность геометрических построений как способа достижения того, что он считал основным достоинством конструкции: пропорциональности различных элементов. Брюнес проследил применение "священного сечения" от Древнего Египта, затем Древней Греции и Рима до средневековой Европы. (Он считает, что идея "священного сечения" была привнесена из Египта в Грецию в VI в. до н.э. благодаря Пифагору.) Брюнес обнаружил, что "священное сечение" применялось в проекте римского Пантеона, построенного примерно в то же время, что и дома-сады в Остии.
"Священное сечение" лежит в основе построения домов-садов, начиная от общей планировки комплекса. Последовательность трех сечений трех исходных квадратов определяет как размер, так и положение зданий во дворе, а следовательно, и открытых пространств внутри двора (см. рисунок на с. 93). Сечения подчеркивают центр и оси жилого комплекса, придавая ему формальное единство. Самый большой исходный квадрат примерно отвечает неправильному периметру комплекса. Этот квадрат не был выбран произвольно, поскольку вписанная в него окружность проходит через углы двора. Точка, совпадающая с центром как окружности, так и квадрата, является центром комплекса. "Священное сечение" восточной и западной сторон квадрата определяет направляющие линии, которые совпадают с самыми северными и южными стенами зданий внутри двора. Эти стены подчеркивают главенствующую роль оси, идущей с востока на запад.
Сторона следующего исходного квадрата равна ширине двора. Поскольку двор имеет прямоугольную форму, восточная и западная стороны квадрата не совпадают с границами двора; они точно совпадают с внутренними границами шести фонтанов. "Священные сечения" этого квадрата определяют следующие структурные линии: продольные оси зданий внутри двора, вдоль которых массивные стены разделяли смежные комнаты. Продольные стены зданий дополнительно подчеркивали ориентацию комплекса в направлении "восток – запад".
"Священное сечение" квадрата в центре второго исходного квадрата служит третьим и последним исходным квадратом. Его "священные сечения" в свою очередь отмечают положение внутренних стен зданий внутри двора, расположенных ближе всего к центру комплекса и образующих центральный коридор, идущий с востока на запад. Три исходных квадрата являются концентрическими, а их "священные сечения" как бы вложены друг в друга, образуя подобие луковицы.
"Священные сечения" не только объединяют комплекс в единое целое, но и определяют построение отдельных зданий. Например, диагональ самого малого квадрата "священного сечения" в упомянутой выше последовательности равна ширине дворовых зданий. Кроме того, длина каждого здания в пять раз превышает длину стороны квадратов. Центральный квадрат из последовательности пяти квадратов охватывает лестничные клетки и вестибюли здания, а квадраты по обеим сторонам определяют размеры жилых помещений.
Важная информация:
Приветствие
Традиционной формой приветствия является поклон, причем, чем он ниже, тем большее уважение выказывается. Однако при контакте с иностранными коллегами всё большее распространение получает общепринятое рукопожатие. Учитывая это важно не поп ...
Самоподобие — принцип управления гештальт-системами
Как осуществляется управление гештальт-системами? Наука стремится не только описывать, но и совершенствовать. Каковы же критерии, обеспечивающие возможность принимать оптимальные решения — отказаться от чего-то одного и делать что-то друг ...
Свято-Успенский мужской монастырь
Крым, Бахчисарай, ул. Басенко, 57a, Свято-Успенский мужской монастырь. Адрес обители звучит пока необычно. Успенская скала и монастырь внутри нее разместились в Салачике, восточном предместье старого Бахчисарая – бывшей столицы Крымского ...
Навигация