Древнеримский жилой комплекс

Материалы » Древнеримский жилой комплекс

Страница 2

Жилой комплекс имел сплошь застроенный периметр, неправильная форма которого определялась существовавшими улицами, окружавшими прямоугольный двор размером примерно 100 х 80 м. Внутри двора были два больших отдельно стоявших здания. В каждом из них находились однотипные жилища, четыре из которых располагались на первом этаже. Жилища имели центральное пространство и главный проход, выполнявший роль атриума и который можно было бы назвать medianum. По краям этого длинного помещения, освещенного окнами в наружной стене, находились две другие большие комнаты. Несколько небольших, без окон, спален примыкали к medianum, через который обеспечивался в них доступ света и воздуха.

В зданиях по периметру на первом этаже находилось по крайней мере еще 9 жилищ, а также примерно 40 торговых помещений. Все жилища на первом этаже в зданиях внутри двора и в большинстве зданий, расположенных по периметру, имели внутреннюю лестницу, ведущую в мезонин. Отдельные лестницы, которые вели прямо во двор или на улицу, обеспечивали доступ на верхние этажи. О верхних этажах известно совсем мало, поскольку в садовых домах уцелел только первый этаж. По толщине стен можно предположить, что здания имели четыре этажа, включая мезонин. В зависимости от размера верхних помещений и наличия мезонинов весь жилой комплекс мог иметь от 40 до 100 жилищ. Он, вероятно, вмещал от 400 до 700 жителей, включая лавочников, живших в своих лавках.

В целом, комплекс ориентирован примерно по странам света: его фронтальная часть и главные ворота обращены на восток. Контур комплекса имеет неправильную форму и именно прямоугольный двор придает всему комплексу геометрический порядок. Его главная ось проходит между двумя дворовыми зданиями и соединяет главные, восточные, ворота с меньшими по размеру западными воротами. Другая ось, идущая с севера на юг, проходит через крытые проходы, разделяющие эти здания пополам. О второстепенном значении этой оси говорит тот факт, что северные и южные ворота смещены от нее. Две эти оси пересекаются в центре комплекса. Вероятно, что этот центр подчеркивался и в плане благоустройства участка (отметка центра свойственна древнеримским архитектурным канонам), однако мы не можем утверждать это со всей определенностью: все, что осталось от бывших садов, – это 6 фонтанов вдоль восточной и западной стен двора, из которых жители черпали воду.

Как фонтаны, так и здания во дворе оказались ключевыми элементами в геометрическом порядке домов-садов. По мере того как мы обмеряли и обследовали все части комплекса, мы все больше убеждались в том, что в основе комплекса лежит архитектурный замысел, а также в том, что размеры и местонахождение зданий во дворе не были случайными. Пытаясь выявить общий геометрический принцип, нами были проанализированы десятки геометрических схем, которыми могли бы пользоваться древние строители. Наконец, мы пришли к идее "священного сечения".

"Священное сечение" получается путем несложных геометрических построений, например с помощью правила и циркуля. Оба эти инструмента, как упоминается в трудах Витрувия, использовались древнеримскими строителями при разбивке планов на местности. Сначала чертится квадрат (исходный квадрат) и его диагонали, затем – четверти окружности с центрами по углам квадрата, причем радиус каждой окружности равен половине диагонали. Дуги окружностей проходят через центр квадрата и пересекают две его смежные стороны. Каждая сторона квадрата оказывается разделенной на три отрезка, самый большой из них находится в центре. После соединения точек пересечения получается сетка, делящая исходный квадрат на 9 частей. В центре этой сетки находится еще один квадрат (квадрат "священного сечения"), который может быть исходным для следующего "священного сечения".

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Важная информация:

Чтение вслух как культурная традиция
Чтение позволяет осуществлять коммуникацию, не ограниченную временем и пространством, с помощью запечатленных на бумаге словесных текстов. Социальная его функция заключается в том, чтобы «наладить связь между индивидами через совместное и ...

Гейши
Само существование гейш овеяно множеством тайн и легенд, порой самых противоречивых и невероятных. Попробуем отделить зёрна от плевел и разобраться, что же из себя на самом деле представляют гейши. Собственно, называть гейш гейшами стали ...

Культурная унификация в сфере питания как отражение функционализации телесного опыта
В первом выпуске альманаха Studia culturae мы обращались к проблеме взаимосвязи между стратегиями удовольствия и формируемым культурой телесным опытом, рассматривая с этих позиций интериоризацию цивилизационного императива «наслаждения вк ...