Сибирский кинематограф 1896-1917 гг

Материалы » Сибирский кинематограф 1896-1917 гг

Страница 1

Сибирский и российский кинематограф конца XIX - начала ХХ в. - интересная и малоисследованная страница истории культуры. Начало изучению кинематографии дореволюционной России положил Б.С. Лихачев монографией "Кино в России. Материалы к истории русского кино"1. Это первая попытка проанализировать историю отечественного дореволюционного кинематографа в его взаимодействии с зарубежным, охарактеризовать тенденции развития кинорепертуара в связи с политическими взглядами кинодельцов, показать политику царизма в области кино. В конце 1930-х гг. вышла в свет книга В. Россоловской "Русская кинематография в 1917 году", в ней содержится описательный обзор российского игрового и документального кино в период между Февральской и Октябрьской революциями. Тогда же был написан и большой труд Н.М. Исзунтова "История русской советской кинематографии", первая глава которого "Киноискусство дореволюционной России" была опубликована в конце 1950-х гг.2 Но развитие предреволюционного кино рассматривалось им лишь в той мере, в какой оно повлияло на киноискусство Советской России.

В 1950-1990-е гг. новый фактический материал ввели в научный оборот И.В. Вайсфельд, С.С. Гинзбург, Н.А. Лебедев, В.С. Листов, Л. Погожева, Р.П. Соболев, Р. Юренев3. В частности, в 1963 г. появилась обстоятельная монография С.С. Гинзбурга "Кинематография дореволюционной России"4. На громадном фактическом материале автор дал подробный обзор и анализ демонстрировавшихся фильмов, попытался выяснить, как отражалась на кинематографии политическая борьба в России, как кинорепертуар зависел от запросов зрителя.

Дореволюционный же кинематограф Сибири до сих пор не стал предметом специального изучения историков и искусствоведов, если не считать статью Е.Н. Косых из истории томского кинематографа и обобщающих публикаций по раннему периоду кино Сибири В.А. Ватолина5.

Учитывая неразработанность темы и ее актуальность, а также чувствуя себя не вправе вдаваться в искусствоведческий анализ, авторы статьи избрали определенный тематический охват и угол зрения: с точки зрения расстановки общественно-политических сил в Сибири в данное время. Отсюда и аспект: рассмотрение кинематографа не столько для выяснения его внутренних закономерностей и особенностей, сколько для того, чтобы определить его политическую направленность, количественные и качественные характеристики.

Территориально исследование охватывает собственно Сибирь без Дальнего Востока и части Средней Азии, которые относились к региону до установления советской власти.

Источниковой базой статьи являются опубликованные документы и материалы, периодическая печать, в том числе специальные кинематографические журналы - "Сине-фоно" и "Вестник кинематографии". В качестве источника для нас служит также часовой научно-популярный фильм "Синема в России" (М., 1979), где приведены фрагменты игровых, хроникальных, видовых фильмов, демонстрировавшихся в 1896-1917 гг. К источникам же могут быть отнесены и многочисленные кадры из фильмов, иллюстрирующие исследовательские работы (например у С.С. Гинзбурга - 85 кадров).

Кино - это сравнительно молодой вид искусства, так как синематограф братьев Люмьер впервые демонстрировался в Париже в 1895 г. На следующий год он проник и в Россию, одновременно кино появилось в Сибири. Известно, что на Нижегородской выставке в 1896 г. новониколаевский предприниматель Ф.Ф. Махотин приобрел кинематографический аппарат и демонстрировал его в Сибири6. Но вплоть до конца первой русской революции сеансы кинематографа здесь оставались непривычным, экзотическим зрелищем, диковинкой, и только после организации в Омске и Иркутске (1908-1910 гг.) специальных фирм по прокату фильмов, что, естественно, уменьшило стоимость демонстрировавшихся лент, появились первые стационарные кинотеатры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Важная информация:

Скифские курганы
Широкой полосой от Дуная до Енисея и дальше в Забайкалье и Монголию тянется огромная степь, которую пересекают полноводные реки. С давних пор на этих бескрайних просторах расселялись родственные народы, не стесняемые никакими преградами. ...

На пороге нового тысячелетия
Существует поверье, что високосный год неудачный. Человек считает неудачным то, что его не устраивает. Зимой выпало много снега – хорошо для будущего урожая. Весной высоко поднялась вода в реке – плохо . Напомним. Високосный год вычисляе ...

Забавы с быками
Меньше всего подходит под название “забава”, правильнее было бы сказать “зрелище”. Проводится практически всегда только на крупных аренах, только мастерами своего дела и только с участием специально подготовленных быков не младше трех лет ...