Увлечение Египтом привело в начале XIX века к появлению "египетского стиля". Он зародился во Франции под влиянием военной и одновременно научной экспедиции Наполеона Бонапарта в эту страну. В результате архитектура, живопись и декоративно- прикладное искусство приобретают египетские мотивы. Некоторые скульптуры и малые архитектурные формы, привезённые из Египта, зажили новой жизнью в совершенно ином пространственном и временом контексте. Они - хранители памяти о некогда славном прошлом своей страны и вечные сфинксы, отказывающие нам в возможности познания древней культуры. Эти великие диссонансы отражают бессилие исследователей со своей современной техникой "анимировать" египетские тексты и вновь "разыграть" на наших глазах канувшие в Лету исторические события. Главным формообразующим элементом площади Согласия стал древнеегипетский обелиск, а у нас в России набережную Невы украшают древние сфинксы. Они были привезены к нам в период царствования императрицы Анны Иоанновны. Особенно массовый характер приобрело увлечение Египтом в 20-е-30-е годы двадцатого века, в годы становления молодого советского государства. Идея увековечивания двойника усопшего в долговечных материалах- граните, базальте, порфире принадлежала египтянам, и потому знаменитые гранитные монументы Ленину и его окружению воспринимаются как органическая часть древнеегипетского заупокойного культа. Своего апогея близость к древнеегипетскому погребальному ритуалу достигается в мумификации вождя и погребению его в гранитной гробнице- пирамиде- Мавзолее. Это архитектурное сооружение следует рассматривать ещё как аналог вавилонскому зиккурату, но первична связь с египетской архитектурой, поскольку в достроенном виде гробница Ленина должна была увенчиваться небольшой пирамидкой - пирамидионом.
Конечно, влияние Египта на искусство последующего времени нельзя, конечно, преувеличивать, - античность в этом его опередила, но в определённые эпохи под "египетским" подразумевалось сокрытое, обязательно красочное, полное в своём графическом совершенстве недомолвок и загадок, и, главное - противопоставленное античности искусство. Египетское искусство пользовались популярностью у романтиков, масонов, а в двадцатые годы XX века стало лейтмотивом стиля ар - деко и, как уже говорилось, повлияло на искусство и обряды коммунистической России.
Далёкое прошлое этой древней цивилизации вызывает в нашей памяти странных, добрых и одновременно зловещих и беспощаднах зооморфных богов и, на первых взгляд, похожих на забавные раскрашенные картинки, иероглифы. Боги и иероглифы присутствуют в каждом произведении египетского искусства, превращая любое из них в священный объект, постигнуть который могут только посвящённые.
У египтян было огромное количество богов, и они отличались от божеств других древневосточных государств, потому что в них органично уживались черты зверей и человека. Это были люди со звериными головами. От простых людей и животных их отличали особые головные уборы. Количество богов в период правления Тутмоса III приближалось к 740. Подобное количество объясняется тем, что наряду с официальными культами, связывающихся с царствующей династией фараонов, бытовали ещё местные боги, почитаемые в каждом номе (единица административного деления Египта). Что же касается происхождения столь странного изображения богов в виде полулюдей - полуживотных, то здесь свою роль сыграли восходящие к первобытному периоду тотемистические верования, когда почитаемым прародителем каждого племени или племенного союза было священное животное (птица, рыба). В каждом центре нома чтился свой верховный бог и связанное с ним священное животное. В Мемфисе обитал бык Апис, в Гелиополе (Оне) - священный бык бога Ра- Мневис, баран Осириса в Мендесе, священный ибис- в Гермополисе, священный окунь Абиджу - в Абидосе. В Абидосе - сначала почитался бог Анхер – Шу (в гелиопольской теологии Шу- космогоническое божество, бог воздуха), а затем этот город стал колыбелью распространения культа Осириса, которого изображали в виде мумии с зелёным лицом- бога возрождающейся и умирающей природы, властителя загробного мира. Главным богом Гелиополя (Она) был Атум. Он стоял во главе гелиопольской эннеады(девятки главных богов). Здесь же зародилась так называемая солнечная теология, и главным богом становится Ра- божество дневного святила, в то время, как Атум начинает отождествляться с ночным солнцем, святящем в подземном мире. В другом важнейшем городе Древнего Египта - Фивах,- почитался распространённый первоначально только в этом месте бог Амон, который был, возможно, подобно коптскому Мину, богом плодородия. В период среднего царства - эпоху возвышения Фив, откуда происходила правящая династия фараонов начала Нового царства, Амон соединяется с солнечным богом Ра. Амон- Ра становится самым могущественным богом Египта. По всей стране в его честь возводятся святилища.
Важная информация:
«Тысяча и одна ночь»
«Тысяча и одна ночь» — сборник сказок на арабском языке, получивший мировую известность благодаря французскому переводу А. Галлана (неполному, выходил с 1704 по 1717). Вопрос о происхождении и развитии «1001 ночи» не выяснен полностью до ...
Алхимические символы Иеронима Босха
В 1978 г. в Брюсселе вышла книга французского исследователя Жака Шайи «Иероним Босх и его символы» . Искусствоведы встретили этот труд с большим интересом, однако он безусловно заслуживает внимания и историков науки, особенно тех из них, ...
Нуса-Дуа
Самый безукоризненный курорт Бали, Нуса Дуа (Nusa Dua - "Два Острова"), располагается на южной оконечности острова Бали, большую часть которой занимает плато Bukit. Новейший элитарный туристический комплекс вольготно протянулся ...
Навигация