История искусства Древнего Египта

Материалы » История искусства Древнего Египта

Страница 4

От раннего периода в истории египетского искусства, наряду с другими памятниками, сохранилась шиферная палетка фараона Нармера (около 3000 года до н. э.). Она является важнейшим историческим источником, поскольку на ней запечатлено покорение Верхним Египтом Нижнего. Палетками называются пластины из камня или дерева для растирания и смешивания красок. Они создавались для ритуальных целей и, как священные ножи и топоры играли важную роль в проведении религиозных обрядов.

Большинство палеток имеют вид прямоугольной пластины с закруглёнными краями или форму, приближающуюся к треугольнику. В центре находится углубление для краски. Обычно оно даётся в форме круга - солярного знака. Палетки с двух сторон украшаются рельефами. Именно эти произведения искусства малых форм представляют наиболее интересные и ёмкие повествовательные композиции, которые создаются по определённому канону, где круг является главным сакральным и одновременно ритмообразующим знаком. Сакральность палеток подчеркивается стилизованными, а иногда и совсем фантастическими формами реальных существ (в палетке Нармера это звери, напоминающие пантер, но только с длинными шеями). На большинстве палеток конца IV-III тысячелетий до н. э. представлены животные. Выделяются целые группы "палеток быков", "шакалов", "львов". В музее Лувра хранится "Плита быков" и "Палетка с шакалами" (палетки во многих изданиях называют ещё "плитами", "стелами", "таблицами"). В Британском - "Плита быков". Скорее всего на них запечатлены неизвестные нам события из истории военных столкновений между правителями разных областей Египта, облечённые в форму иносказания.

В отличие от большинства аналогичных памятников,на палетке фараона Нармера сцены членятся на полосы - регистры, а не располагаются по принципу заполнения свободного поля.

На лицевой стороне палетки(там, где находится углубление для краски), располагаются два фантастических зверя с переплетающимися шеями. Возможно, они символизируют объединение Верхнего и Нижнего Египта. В верхнем регистре Нармер в пшенте - коронах Верхнего и Нижнего Египта, сопровождаемый писцом и четырьмя воинами со штандартами, направляется к десяти обезглавленным трупам. Здесь присутствует характерный для всего восточного искусства приём разномасштабности изображений: фараон имеет значительно больший рост, чем его свита и противни. В нижней части фараон в образе могучего быка сокрушает стены вражеской крепости, из которой спасается бегством воин.

На другой стороне в центральном регистре Нармер в кеглеобразной короне Верхнего Египта держит за волосы поверженного противника. Рядом с ним помещается иероглифический знак: сокол - воплощение Гора - держит за веревку голову побеждённого северянина, поднимающегося из знака земли. Действующие лица палетки в своей торжественности и графической чёткости сливаются с иероглифами, и, наоборот, иероглифические знаки не обретают ещё отвлечённую абстракцию и ещё имеют реальные черты. В изображениях фараона и его слуг мы встречаемся с характерным набором приёмов, ставших затем неотъемлемыми чертами египетского искусства: голова и ноги фигур развёрнуты в профиль, а плечи - в фас. Это довольно органичное соединение изображений человека с разных сторон. Подобный канон был характерен только для изображения собственно египтян, что же касается иноземцев и врагов, то они часто изображались в вольной манере, как свидетельствует рассматриваемая нами палетка. В её верхних частях. на обеих сторонах помещаются стилизованные человеческие лица с коровьими рогами - символы богини Хатхор - покровительницы фараона.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Важная информация:

Позднейшие новгородские церкви
Когда смотришь на внушительные стены Петра и Павла на Славне, то прямо не верится, что церковь построена уже после Феодора Стратилата, в 1367 году. Впечатление массивности придают ей не только два живописных контрфорса позднейшего происхо ...

Борис и Глеб
Икона «Борис и Глеб» является одним из самых ранних изображений сыновей киевского князя Владимира. В агиографической литературе считается, что благоверные князья были убитых по приказанию своего брата Святополка Окаянного в 1015 году, но ...

Комнинское возрождение
Воздействие Византийского искусства на художественное творчество других стран и народов. (X-XIIв.в.). В X—XII вв. Византия вступает в новый период своего исторического существования, характеризующийся интенсивным развитием феодальных отн ...