Следующим этапом к созданию пирамиды классической формы, какой она предстанет перед нами в некрополе Гизе, станет деятельность первого документально засвидетельствованного зодчего Древнего царства - Имхотепа (28 век до н. э.). Он работал при дворе фараонов Джосера и его преемника Сехемхета. Фараон при жизни и после смерти оставался богом- покровителем страны, и потому столь огромное значение имела символика и архитектурный образ воздвигаемого "дома ка", который воспринимался как обращённый в вечность мемориал. Сакральность любого объекта древнеегипетского искусства подразумевает связь его с миром подземным, миром наземным, и, наконец, соприкосновение его с космическими энергиями. Идеальным воплощением этой "космогонической" модели в жизнь стали пирамиды- усыпальницы фараонов III-IV династий, которые, кажется обязаны своим существованием, не рукам человеческим, а космическим силам, водрузившим их на землю.
От III и IV династий сохранилось несколько крупнейших некрополей. Располагались они в районе Мемфиса, откуда и происходили правящие фараоны. Кроме некрополя в Гизе (окраина современного Каира) не меньший интерес вызывают ансамбли в Саккара, Дашуре и Медуме. Особую славу снискал некрополь Саккара: именно там зодчим Имхотепом была создана первая конструкция пирамиды. Считается, что в период правления III династии в истории Древнего Египта назрел особый момент, когда идея прославления мощи божественного фараона и его вечной памяти стала необходимым условием могущества государства. Это требовало иных масштабов строительства и нового архитектурного образа.
Горизонтали мастаб для реализации этой идеи не подходили. В период III династии мастабы ещё были широко распространены в Египте их строили не только фараоны, но и их вельможи. С внешней стороны все мастабы имели довольно близкое сходство, что "оптически" уравнивало в правах и "сына бога Ра", и "простых смертных" в лице его приближённых. Таким образом, причины образования новой уникальной конструкции с ярко выраженной вертикалью имели религиозно - идеологические предпосылки. Тем не менее, переход к пирамиде не был спланирован заранее, а произошёл спонтанно, поскольку в основе знаменитой ступенчатой пирамиды Джосера (2700 год до н. э.) находится всё та же мастаба.
Наряду с созданием первой пирамиды, зодчий Имхотеп прославился ещё и благодаря введением в древнеегипетскую архитектуру нового материала. Отныне кирпич - сырец с примесью соломы и деревянные балки становятся языком прошлого. На смену им приходят каменные блоки. Не вызывает сомнения, что приход Имхотепа к новому материалу был связан со стремлением на долгие века сохранить славу фараона - покровителя страны. Постройки из обожжённого на солнце кирпича не отличались особой прочностью, и за относительно небольшой промежуток времени превращались в руины. Каменные блоки- творения самой природы, и, согласно арабской пословице, построенных из них пирамид боится даже время. Поскольку гробницы воздвигались ещё при жизни владыки или вельможи, а в случае их преждевременной кончины или опалы передавались другим преемникам, то, возможно, в строительстве комплекса в Саккара принимал деятельное участие и сам Джосер.
Важная информация:
Церковное искусство XVIII-XX вв
Внимание к церковному искусству XVIII-XIX вв. начало проявляться уже в XIX в. Оно было связано с желанием улучшить состояние современного иконописания и возродить старые традиции. Поэтому интерес носил скорее практический, чем научный хар ...
Необходимость и границы мифологии
В заключение я хотел бы сказать несколько слов о самом мифологе. В этом термине есть какая-то высокопарность и само надеянность. Можно предвидеть, однако, что будущий мифолог, коль скоро таковой объявится, столкнется с рядом трудностей ес ...
Происхождение морали и ее социальная сущность
Что означает термин «этика?»
Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В по ...
Навигация