История искусства Древнего Египта

Материалы » История искусства Древнего Египта

Страница 8

В результате благодаря исследованиям археологов перед нами предстаёт огромный мемориальный комплекс, огороженный высокой десятиметровой стеной из белоснежного турского известняка с бастионами и воротами, оформленными в виде выступов. Из 15 ворот 14 было ложными. Через главный вход, через коридор из колонн мы проходим в большую квадратную залу, а за ней отчётливо видна стена с рельефными изображениями кобр ("стена кобр"). Справа от неё находился двор для празднества "хеб - сед" и храм с молельнями, а слева от двора - остатки постаментов от символических тронов Верхнего и Нижнего Египта и руины двух других храмов (Северного и Южного). К самой пирамиде примыкал заупокойный храм с сердабом и алтарём. Сердаб представлял собой небольшую комнату в храме, где помещалась статуя умершего, таким образом присутствующего на службе. В этой камере были прорезаны небольшие окошки, чтобы родственники видели покойного, а он - их. Всего в строительстве пирамиды Джосера насчитывается шесть этапов, так что к современным её размерам пришли не сразу. До разрушений людьми и ветрами пустыни её основание было равно 125Х115, а высота составляла около 61 метра(сейчас- 59). Первоначально по приказанию Джосера воздвигается мастаба из местных известняковых блоков, облицованную тонкими белоснежными плитами с противоположного берега Нила. Таким образом, основанием этой новой впечатляющей своими размерами постройки является традиционная мастаба с её развитой подземной частью. Как и в мастабе, здесь кроме Джосера планировалось "разместить" ещё 11 членов его обширной семьи. В последующие века пирамиды стали вместилищем только одной мумии божественного фараона. Погребальная камера Джосера, поэтому, как и в мастабе, размещалась под землёй, на глубине 25 метров. По сравнению с другими погребальными камерами она очень мала( всего 3Х1Х1,7 м). Кроме погребальных камер в подземной части существовало множество кладовых для погребальной утвари, к которым вели коридоры и штольни. Такая же разветвлённая система коридоров и шахт вела к погребальным камерам членов царской фамилии. На второй стадии строительства размеры мастабы увеличиваются со всех сторон на 4 метра.

На третьем этапе мастаба вновь увеличивается, но только теперь в восточном направлении на 10 метров. Превращение в пирамиду(ступенчатую) происходит лишь на четвёртом этапе строительства. Мастаба опять расширяется на з метра, и на неё ставятся три террасообразные крыши на высоту 40 метров. На пятой фазе четырёхступенчатая пирамида расширяется с северной и западной сторон и прибавляются ещё две ступени. На шестом, заключительном этапе вся доселе невиданная постройка обкладывается тонкими плитами турского известняка. В получившейся уступчатой пирамиде нанизываются друг на друга шесть мастаб. Что свидетельствует о стремлении создать "фараоновскую" мастабу, шестикратно превышающую остальные постройки. Отчего же такое бесконечное количество перестроек в пирамиде? Скорее всего, они производились в связи со смертью членов царского рода, погребённых в её недрах. Однако хронологию захоронений проследить невозможно в силу отсутствия и документов, и мумий(сокровища из погребальных и прилегающих камер, и мумии были вынесены оттуда, вероятно, через весьма непродолжительное время. Уступы на пирамиде Джосера сближают её с зиккуратами Месопотамии((многоярусными зданиями из сырцового кирпича с фигурой божества в верхнем ярусе). Однако здесь мы сталкиваемся с разными пониманиями архитектурного образа. Последние предназначались для медитации посвящённых на верхней площадке, где размещался храм, обсерватории и помещения для священных животных. В зиккурате кипела жизнь, в то время, как пирамида хранила вечное молчание, а молитвы возносились в соседних заупокойных храмах. К небу было направлено лишь остриё пирамиды, вероятно с бронзовым или золочёным наконечником, благодаря которому отсчитывались космические часы- часы, отмеряющие время жизни человека на земле, время его странствий в загробном мире, срок которых был связан со звездой Сириус, и, наконец, время вечности.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Важная информация:

Данте и Джотто
Начало XIV столетия в Италии принято называть Проторенессансом, зарей Возрождения. Италии выпало на долю первой из европейских стран совершить «величайший прогрессивный переворот, пережитый до того человечеством» (Энгельс)— переход от сре ...

Интонационные особенности чтения Евангелия
Чтение пасхального Евангелия, записанное в 1968 г. во время экспедиции в Нижегородскую старообрядческую общину, дает хорошее представление о манере старинного чтения. Два чтеца с ярко контрастными голосами — молодой чтец с серебристым тен ...

Двоеверие: язычество и христианство
К моменту принятия христианства славянская религия не успела еще выработать строгих форм культа. Жрецы еще не выделились в особое сословие. Жертвы родовым и небесным богам приносили представители родовых союзов, а о сношениях с низшими де ...