Сибирский кинематограф 1896-1917 гг

Материалы » Сибирский кинематограф 1896-1917 гг

Страница 2

Уже в феврале-марте 1908 г. в Иркутске открылись кинематографы "Мираж" и "Иллюзион"7, 24 августа того же года в Томске - "Метеор", который размещался в специально выстроенном деревянном здании на Обрубе8.

К началу Первой мировой войны в городах Сибири сложилась разветвленная сеть капиталистических предприятий-кинотеатров - "Гигант", "Глобус", "Иллюзион", "Новый", "Фурор", "Мир", "Заря", "Иллюзион-Глобус" - в Томске; "Художественный", "Большой", "Малый театр", "Прометей", "Олимп", "Мираж" - в Иркутске; "Русь", "Одеон", "Прогресс", "Гигант" - в Омске; "Гигант", "Диана", "Москва", "Иллюзион", "3аря", "Модерн" - в Новониколаевске; "Кино-Арс" - в Красноярске; "Модерн" - в Тобольске; "Иллюзион", "Триумф", "Каскад", "Новый мир" - в Барнауле. Их насчитывалось до 5-7 на крупный сибирский город.

Владели кинотеатрамими, как правило, средней руки промышленники, купцы. Бывали и исключения. Так, в Томске - тогдашнем культурном центре Сибири - наиболее известными и посещаемыми были, пожалуй, кинематографы "Новый" (владелец - миллионер А.Ф. Громов) и "Глобус" (владелец - активный общественный деятель инженер Я.И. Первак).

Между кинематографами как капиталистическими предприятиями шла беспощадная конкурентная борьба за зрителя. Какими способами она велась? Во-первых, необычностью объявлений в периодической печати, в которых постоянно подчеркивалось, что данная трагедия или комедия идет только в этом "кинемо", что трагедия или комедия произвели сенсацию в столицах и демонстрируются одновременно с Москвой и Петербургом. Для рекламы фильма использовались и имена артистов. В объявлениях утверждалось, что если в данной ленте снимались звезды западного кино Аста Нильсен, Женни Портен, Макс Линдер, русские - И.И. Мозжухин, В.В. Максимов, Вера Холодная, В.А. Коралли, то "качество фильма вне сомнения". Привлекали техническими новинками, вроде гремевшего в то время "Кинетофона" Эдисона. Так, инженер Я.И. Первак первым в Томске применил этот аппарат, дающий примитивное звуковое сопровождение для специальных лент, присылавшихся из Москвы. К примеру, 10 августа 1914 г. в его "Глобус" завлекали публику "поющие и говорящие картины": "Москотта" - сцена из оперетты "Красное солнышко" и "Три барабанщика" - французская песенка в исполнении артистов московского театра "Летучая мышь"9. Зрителя привлекала и оригинальность музыкального сопровождения немых лент. В том же "Глобусе" в дополнение к традиционным пианино и скрипке долгое время играл духовой оркестр вольно-пожарного общества, а в 1915 г. его сменил оркестр из военнопленных чехов. В "Новом" немые кинокартины сопровождал собственный оркестр миллионера А.Ф. Громова, достопримечательностью "Фурора" являлся оркестр слепых.

Репертуарная политика провинциальных кинотеатров подвергалась цензурному контролю со стороны как центральных, так и местных органов власти. Ведущим органом в этом отношении стало Главное управление по делам печати Министерства внутренних дел. В своем циркуляре N11505 от 13 декабря 1908 г., разосланном всем губернаторам, оно указало на то, что "при разрешении публичного демонстрирования при помощи кинематографов картин необходимо всякий раз сообразоваться как с сюжетом разрешаемых к демонстрированию картин, так и с теми основными указаниями, кои содержатся в действующих узаконениях. Исходя из сего не могут быть разрешаемы, например, к демонстрированию картины, противные нравственности и благопристойности, картины кощунственные, возбуждающие к учинению бунтовщического или иного преступного деяния и, согласно ст. 138 Уст. о пред. и пресеч. преступ., картины, публичное демонстрирование которых будет признано неудобным местным условиям".

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Важная информация:

Академии
Происхождением своим слово А. обязано местечку этого названия близ Афин, где любил бывать Платон (см.), излагая слушателям, обычно во время прогулок, свое учение (IV в. до христ. эры). Отсюда его философская школа (а после смерти — школа ...

Позднее творчество
В эти годы Ватто постоянно меняет место жительства он живет по очереди у Кроза, Сируа, Флейгельса и Эдма Жора. В 1717 он представляет в Академию где его считают художником "галантного жанра" картину "Паломничество на остров ...

Период Республики
К концу VI в. до н.э. Рим, история которого началась с небольшой родовой общины на Тибре, стал аристократической республикой. Республиканский период явился временем становления римской культуры. В этот период складываются основные типы р ...