Сибирский кинематограф 1896-1917 гг

Материалы » Сибирский кинематограф 1896-1917 гг

Страница 5

А вот еще один интересный документ 1915 г. - прошение крестьянина с. Щеглово Н. Герасимова губернатору "Ввиду того, что я, ратник 2-го разряда призыва 1904 г., могу быть призван на действительную военную службу по мобилизации, и имею семейство из жены и 5 дочерей, самой старшей 8 лет - так что рабочих рук нет, ввиду этого желаю обеспечить свое семейство в будущем, прошу Вашего Превосходительства разрешить поставить кинематограф в селе Щеглово. Театр небогатого содержания. При сем предоставляю проект о постановке здания под кинематограф".

Буржуазная печать пропагандировала как "просветительные", так и хроникально-документальные сюжеты. Ими, как правило, заканчивался киносеанс. Эта часть кинопродукции была далеко не безобидна. Хроника внесла заметный вклад в развертывание шовинистической кампании, начавшейся в первые месяцы мировой империалистической войны. Со второй половины 1914 г. французские фирмы "Пате", "Гомон", "Эклер", русские - А. Ханжонкова, А. Дранкова начинают выпускать документальные короткометражки, изображавшие царя, русскую армию, союзников, германского кайзера и его войска. Появились и сюжеты из фронтовой жизни. Монопольное право на производство военных съемок в действующей армии получил благотворительный Скобелевский комитет, руководимый сестрой генерал-адъютанта М.Д. Скобелева княгиней Н.Д. Белосельской-Белозерской. Хроникально-документальные ленты трактовали захватническую войну как войну справедливую, ведущуюся во имя защиты народов (Сербии, Черногории) от германского империализма.

В Сибири широко шли хроникальные фильмы: "Под русским знаменем", "Священная война", "Трофеи наших войск", "Отступление австрийцев", "Похороны военного летчика Нестерова в Киеве", "Бой в воздухе", "Западный театр войны у союзников", "Песнь победы великой французской армии", "Вступление кавказских войск в Турцию", "Страница черной книги германских зверств", "Пребывание государя императора в действующей армии".

После поражения русской армии на фронте летом 1915 г. либеральная "Сибирская жизнь" достаточно откровенно отмечала: "Настроение в массе нервное, у многих - подавленное. Нужна бодрость, уверенность в будущем, спокойное отношение к переживаемому. Сейчас . поднят вопрос о создании "психологии тыла". И местные иллюзионы усердно создавали угодную правительству "психологию". Во время Великого поста, когда "увеселительные заведения" временно закрывались, по городам Сибири проводились недели "патриотического" кино. Так, в Иркутске в середине марта 1916 г. в кинематографе "Большой" шла хроникальная лента "Государь император и наследник в Одессе", в те же дни в Тобольске демонстрировались "Патриотический журнал" и "Пребывание генерала Жоффра на фронте". Аналогичные сообщения можно встретить в омских и новониколаевских газетах.

В многомиллионной сибирской деревне стационарных иллюзионов почти не было, впрочем, как и во многих губерниях Европейской России. Частные кинематографы вне городов были, как правило, передвижными.

В 1914 - начале 1917 г. в сибирской прессе постоянно отмечался коммерческий, морально растлевающий дух многочисленных кинематографов и ставился вопрос о строительстве "народных" кинемо со специальным подбором научных, географических, этнографических и "высокохудожественных" лент. Но рост цен в период Первой мировой войны довел перед Февральской буржуазно-демократической революцией стоимость одного кинематографического аппарата распространенной в то время в России модели "Кок" французской фирмы братьев Пате (без лент) в Сибири до серьезной суммы в 2 тыс. руб.

Несколько общественных кинематографов содержалось в сельской местности Сибири наиболее крупными кооперативами или их объединениями, делавшими отчисления на неторговую (культурно-просветительную) деятельность среди своих членов. Но перед революционными событиями 1917 г. система внешкольного образования (просветительной деятельности среди трудящихся) в Сибири не смогла осуществить либерально-буржуазные и умеренно-социалистические идеи о "народном", "общедоступном" и "высокохудожественном" кинемо из-за отсутствия на то необходимых денежных средств.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Важная информация:

Правила делового этикета в Японии
Этика японских бизнесменов существенно отличается от этики представителей Запада. Для того, чтобы действия японской стороны не вызвали недоумение и не были неправильно истолкованы, необходимо учитывать национальные различия и изучать прав ...

Большая трагедия «Малютки Анри»
Для тех, кто стремится во французскую столицу, чтобы ощутить атмосферу «свободной земли свободных художников», непременным местом пребывания станет Монмартр. Он по-прежнему проникнут духом того времени, когда здесь кипела ночная жизнь Пар ...

Империя Великих Моголов
Династия Великих Моголов ведёт своё происхождение от Тимура Самаркандского. Укрепил власть этого рода в Индии и создал централизованное государство на всей её территории правитель Акбар (1556—1605 гг.). Он вошёл в историю не только как та ...