Сибирский кинематограф 1896-1917 гг

Материалы » Сибирский кинематограф 1896-1917 гг

Страница 3

Кинематографический сеанс обычно длился 40 минут, за это время зрителю предлагались драма, комедия, хроника, так называемый видовой (географический, этнографический или научно-популярный) фильм. Как и в других местах России, состав зрителя был разнообразным, здесь можно было встретить и рабочего, и ремесленника, и мелкого буржуа, и интеллигента.

Причина популярности кинематографа у столь разнообразной публики (в 1916 г. в России было продано не менее 150 млн входных билетов) состоит в относительной дешевизне зрелища - за сеанс, как правило, платили 25 коп. Главное же состояло в том, что содержание фильмов отвечало запросам посетителей, отражало эстетические вкусы публики, ее представления о жизни и о морали. Но в то же время на примере развития кинематографа в Сибири наглядно видно, как искусство навязывало аудитории выгодные самодержавию и крупной буржуазии идеи, представления и нравственные ценности. Проанализируем содержание демонстрировавшихся в тогдашних иллюзионах кинофильмов.

Гвоздем программы являлся драматический игровой фильм. Он, согласно нормам буржуазного сознания того времени, почти всегда был посвящен тому или иному уголовному, мистическому или порнографическому сюжету, носившему налет сенсационности. Страницы буржуазных газет ("Сибирская жизнь", "Иркутская жизнь", "Сибирский листок", "Алтайское дело", "Омский телеграф", "Енисейский край", "Сибирь") пестрят такими названиями, как "Сонька - золотая ручка", "Сашка-семинарист", "Антон Кречет". Очень охотно буржуазная и иная публика смотрела уголовно-приключенческие ленты иностранных фирм: "Под гипнозом миллионов", "Вампиры", "Тайны Нью-Йорка", "Ультус-мститель". "Золотая ручка" - картина, идущая в кинематографе "Фурор", привлекает огромное количество зрителей, наполняющих зрительный зал и фойе. Напором публики выдавлена одна дверь, поломана касса и одному студенту нанесены повреждения руки", - отмечало издание "Утро Сибири" в Томске.

Часто демонстрировались фильмы-иллюстрации, вольно трактовавшие содержание популярных песен, романсов, стихотворений, рассказов, повестей. В частности, электротеатр "Модерн" в Тобольске в середине мая 1916 г. демонстрировал 4-актную инсценировку популярной песни "Запрягу я тройку борзых темно-карих лошадей" в постановке известного режиссера Якова Протазанова16.

Начало Первой мировой войны характеризуется не только быстрым расширением отечественного производства кинокартин (вследствие сокращения импорта), но и появлением открыто шовинистических фильмов с натуралистическими сценами жестокости германских офицеров и солдат. Изнасилования, по словам очевидцев, стали чуть ли не центральным материалом в подобных фильмах17. Рецензируя "классический" фильм на эту тему - "Ужасы Калиша" (он демонстрировался буквально по всей Сибири), некто М. Ланский писал: "Калишские зверства" привели меня в кинемо: Масса любит кинематограф, и надо сказать, что простота воспроизведения и несложность замысла обеспечивают кинемо успех у широкой публики, у массы, падкой на зрелища. Фабула и воспроизведение "Калишских зверств" крайне грубы и элементарны, но впечатление у невзыскательной публики остается . зверства, ужасы, мутящие рассудок".

Этой же цели служили патриотические "фильмы-лубки", шовинистические агитки. В Иркутске, Красноярске, Томске, Омске, Барнауле на экранах коммерческих кинематографов мелькали: "Подвиг казака Кузьмы Крючкова" и "Бой в воздухе - подвиг русского авиатора", "Подвиг рядового Василия Рябова" и "Геройский подвиг сестры милосердия Риммы Ивановой", "Слава нам, смерть врагам" и им подобные ленты. Тема войны широко эксплуатировалась в безвкусных комедиях, фарсах: "Тетушка огерманилась", "Тоже война", "Вова приспособился", "Вова на войне".

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Важная информация:

Феномен Фалунь Дафа
Фалунь Дафа (Фалуньгун) – традиционная китайская гимнастика (цигун), пришедшая к нам из глубокой древности. Это истинная наука о совершенствовании души и тела. «Фалунь Дафа» и «Фалуньгун» - это слова китайского происхождения. «Фа» можно д ...

Вертер и вертеризм
В знаменитом романе Гёте «Вертер» (1774) изображен принявший форму любовной истории конфликт между человеком и миром (молодой бюргер В., влюбленный в невесту своего друга — Лотту, кончает самоубийством, когда она становится женой последне ...

Источники драматургии Димитрия Ростовского
Источниковедением духовной драматургии Димитрия Ростовского занимались многие исследователи. Во вступительной статье к "Успенской драме" Сперанский говорит о близости содержания пьесы к сказаниям об Успении Пресвятой Богородицы, ...